Нынешний год объявлен Годом культурного наследия народов России. Для сотрудников Районного культурного центра это ещё один повод продолжать собирать доказательства того, что у Дновской земли есть местная самобытность. Собирать и сохранять! Поэтому и продолжают они свои путешествия по Дновскому району в поисках объектов нематериального культурного наследия. На этот раз они делятся с нашими читателями своими находками в деревне Дубня
Поехали в Дубню!
В деревне Дубня Дновского района совсем мало жителей, но есть один постоянный – Галина Александровна Андреева. 28 апреля она отметила свой 90-летний юбилей. Мы, сотрудники РКЦ, приезжали к Галине Александровне с поздравлениями (в составе делегации от администраций района и волости), тогда и договорились, что после майских праздников мы приедем к ней опять – за песнями и частушками! И вот мы снова в гостях у неё!
Пели песни везде и всюду!
Наш разговор начался вовсе не с разговора, а… с долевой песни (до- левая – значит долгая). Надо сказать, что песня оказалась с очень глубоким смыслом, поучающая и наставляющая! Сами посудите!
В Москве, в отделённом районе,
12-й дом от угла,
Чудесная девушка Тоня
Согласно прописке жила.
У этого дома по тропке
Бродил я, не чувствуя ног,
И парень был, в общем, не робкий,
Но вот объясниться не мог.
И как? Вы додумайте, братцы,
И сам до сих пор не пойму,
В любви перед нею признаться
Доверил дружку своему.
Под вечер запели гармони
И стал небосвод голубым,
Тогда и отправился к Тоне
Мой друг с порученьем моим.
И долго стоял я в обиде,
Себя проклиная тайком,
Когда я их вместе увидел
На танцах в саду заводском.
И сердце забилось тревожно,
И с горечью вымолвил я:
«Прощай, Антонина Петровна – Неспетая песня моя!»
В любви надо действовать смело –
Задачи решать самому,
И это серьёзное дело
Нельзя доверять никому!
– Галина Александровна, а когда же пели такие песни? – спросили мы. – Для таких песен особого случая не нужно. День рождения чей-нибудь отмечали в колхозе и пели. Или собирались в избе – раньше на праздники большая изба откупалась, в ней молодёжь и гуляла. Пели песни, частушки, играли, танцевали, знакомились, влюблялись, – рассказала наша собеседница. Интересно, что раньше были особые правила: замужним женщинам и женатым мужчинам нельзя было проходить в избу дальше девятой потолочины – они были гостями-зрителями. А молодёжь веселилась. Ещё обязательно на таких посиделках был гармонист. – Он всегда был наверьху (значит – в центре), и с ним рядышком была девушка, которая пела – им был такой почёт! – вспоминает Галина Александровна. Ещё раньше в каждой деревне обязательно отмечали престольный праздник. В этот день в деревне собирался народ, часам к четырём, и все ходили туда-сюда по улицам – гуляли до ночи. В этот день в праздничную деревню приходила молодёжь из соседних деревень. Галина Александровна вспоминает, как собирались на такие гулянья, которые назывались ярмарки: – Краски (косметики то есть) никакой не было, хорошо, если у кого был карандаш простой красный – дык им маленько подмажемся. И туфли раньше были одни на всю молодость – очень их берегли, но на ярманку (именно так – ярмаНку) иногда их обували, а то и босиком ходили. Дороги были раньше очень плохие, а то их и вовсе не было, бывало так, что и конь посре- ди той дороги застревал – выбраться не мог, а мы ходили-гуляли. На таких ярманках можно было с парнем каким из соседней деревни познакомиться, и здесь тоже всё было не совсем просто: девушки ходили по несколько человек в ряд, взявшись под руки, пели песни, а парни ходили кучкой, и если парню какая девка приглянулась, то он просил разрешения встать в «девичий строй», а потом эта пара гуляла отдельно, а другие девицы, бывало, так и возвращались домой ни с чем… Вот так мы проводили молодость, – улыбаясь, говорит наша собеседница.
А не отправиться ли на поиски клада?!
Есть в Дубне и своя местная ле- генда. Рядом с деревней расположена высокая местность, которая у здешних людей именуется усадьбой: там, по преданию, когда-то было богатое поместье, и до сих пор видны фундаменты зданий. А ещё там есть вырытый прудок (озёрок, как говорят старики), и в нём, как гласит легенда, зарыт клад. Многие пытались его найти – рыли, копали, но ничего не нашли. Есть поверье, что клад должен кому-то сам даться, просто так его не возьмёшь. Одна из жительниц Дубни (жила она на краю деревни) говори- ла, что каждую ночь в том месте, где раньше было то богатое поместье, она видела огонёк. Может, всё это правда, а может, и нет... Сначала – прясть, потом – уроки Ремёслами в Дубне занимались та- кими же, как и везде, – валенки валяли, кирпичи изготавливали да ткали-пря- ли. Но нам всё равно интересно было послушать, как об этом рассказывает Галина Александровна: – Помню, что многое в нашем доме было соткано мамой: занавески, ска- терти, половики, даже штаны и рубахи. Нитки для этого сами пряли. Бывало, из школы придёшь, а мама скажет, что сначала нужно куделину спрясть, а потом уже за уроки садиться. Мама такие нитки пряла – тонкие, мягкие, как шёлковые, – что их тётка даже в машинке швейной использовала. А станки ткацкие только мастера могли установить и наладить – сейчас таких мастеров уж и не сыщешь. Ну а теперь даже если и ткацкий стан установишь, то ниток подходящих не найдёшь (разве что только самому спрясть)… Послесловие Долго продолжался наш разговор с Галиной Александровной, она с теплотой вспоминала времена своего детства, молодости… Очень приятно, что в наше время есть такие люди, которые по жизни идут (в прямом смысле слова!) с песней, улыбкой, бодро и других заряжают своим жизнелюбием! Кто, как не они, наше духовное наследие?!
Хозяюшки, берите на заметку!
Так сложилось, что в каждой местности есть блюда, которые готовились по уникальным рецептам и особенным образом. Галина Александровна поделилась с нами несколькими рецептами. Передаём их слово в слово! Хозяюшки, берите на заметку! Правда, всё это готовилось в русской печке, но, кто знает, может, у вас получится приготовить и без неё.
«Ботвинья» – Для неё понадобится всего один ингредиент – свёкла! Сваришь свёклу, нарежешь её кусочками, зальёшь водой, обязательно дашь подкиснуть. Потом добавляешь сметанки и ешь. «Гульбиниха» – Варишь картошку (как на пюре), толчёшь её, добавляешь яичко (сырое), молочка, солички. Всё делаешь так, чтобы получилось, как пюре, но только жидкое. Мои внуки так любили гульбиниху! Каждый раз, как были в гостях, всегда просили приготовить. А ели так – макали в неё блины. Очень-очень вкусно!
Уважаемые дновцы! Если вы знаете людей, которые в нашем районе могут быть носителями традиций, помнят народные песни, частушки, знают, как приготовить вкусные блюда в русской печи, звоните: 8-900-990-34-83 или 8-911- 890-02-32. Давайте вместе сохранять народные традиции!